Пограничная зелёная фуражка — главный герой фильма представляет Фонд «Офицер Границы». Фуражка пограничника — символ пограничной службы и гордости тех, кто служил на государственной границе России и пограничных войсках СССР. Каждый род войск отличается элементами военной формы. У пограничников это зелёная фуражка ярко выделяется и в праздничные дни и в будни на границе.
Пограничная фуражка за 120 лет прошла сложный путь. Фуражка пришла в пограничную стражу при Императоре Николае Первом. Нижние чины носили бескозырку, офицеры — фуражку с козырьком. Изначально головной убор назывался «фуражной шапкой» и применялся для работы с фуражом по уходу за лошадьми.
Элементы фуражки – это тулья, донышко, околышек, козырек. На фуражке императорской России образца 1881 года светло-зеленая выпушка.



Как менялся цвет фуражки? Изначально околышек и тулья темно-зелёными, материал такого цвета в те годы шились мундиры для большинства ведомств и для министерства финансов, которому подчинялись пограничники. Изменение цвета фуражки произошло в 1893 году, пограничников выделили из таможенного управления в Отдельный корпус пограничной стражи ОКПС, что подчеркивало статус воинов границы, что отразилось и на форме.



Темно-зелёный цвет фуражки заменили на светло-зелёный, это произошло в 1902 году. Приказ Отдельного корпуса пограничной стражи определял высоту тульи, высоту околыша, считали что цвет будет выделять пограничников и других военнослужащих.
Зелёная фуражка пограничника как образец первых фуражек 1902 года воссоздана Российским Советом ветеранов пограничной службы с помощью военного реконструктора. Дореволюционная фуражка заняла место в Центральном пограничном музее в экспозиции периода ОКПС — Отдельного корпуса пограничной стражи.
После революции 1917 года в молодая Советская республика заново строила охрану границы и пограничники донашивали дореволюционное обмундирование. Форма советской пограничной охраны впервые появилась в 1923 году. В 1924 году на первой советской пограничной фуражке околыш стал тёмно-синим, тулью оставили светло-зелёный, но с новым малиновым кантом. Пограничник Никита Карацупа ходил в такой фуражке и фуражки прозвали «карацуповками». Первые фуражки 20-х годов компактные, тулья намного ниже, приняли вентиляционные отверстия и прикрепили подбородочный ремень для кавалеристов.
Для пограничников в 1935 году, после образования Союзного НКВД, ввели форму одежды с отличием от общевойсковой — зелёная фуражка получает квадратный козырек «лопату». В таких фуражках пограничники встретили 22 июня 1941-го и в тех боях ни одна застава не отступила без приказа. За годы войны свыше 150 пограничников получили звания Героя Советского Союза.



В 2003 году пограничная служба пошло состав ФСБ России. В 2008 в ведомстве вводится новая форма, меняется и цветовая гамма пограничной фуражки, при том, что тулья остается классической зелёной, кант становится васильковым — в цвет органов государственной безопасности.


Здесь уместно вспомнить приказ НКВД No126 в 1943 году об изменениях форме одежды — кант на пограничной зелёной фуражки не малинового цвета, а василькового. — идея показать связь пограничников и органов госбезопасности, но кант остался малиновыми. Неизвестно, почему предложение по васильковым кантом не приняли в 1943 году.
Зелёная фуражка пограничника в творчестве

«Мы видим любовь к нашей Родине, трепетное отношение и любовь к форме, к зелёным погонам и зелёной фуражке. Я написал это от первого лица, от моего деда и прадеда до сегодняшнего дня, как я понимаю отношение к службе и отношение к зелёной фуражке».
Александр Вашкин, автор песни «Зелёная фуражка«, Заслуженный артист РФ, дирижер оркестра, Центрального пограничного ансамбля ФСБ России.
«Мой прадед службу нес в горах Кавказа, мой дед погиб, при обороне Бреста, отец ходил на кораблях Балфлота, брат охранял покой таёжных мест. И я служил по совести и чести, сохранил страну от разных бед, нас роднит зелёная фуражка – как символ доблести, отваги и побед.» Слова из песни.
Зелёная фуражка пограничника — главный символ пограничной службы, у неё славное прошлое и настоящее, граница по-прежнему не знает отдыха и значит — снова будет напряженная служба и фуражке пока рано отправляться на покой, впереди еще много работы.
